Menu

Джейми Флай

Президент Садыр Жапаров принял президента медиакорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода Джейми Флая

Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров сегодня, 14 сентября, принял президента и главного исполнительного директора медиакорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода Джейми Флая.

В ходе беседы Глава государства отметил, что Кыргызская Республика является свободной страной, уважающей принципы свободы слова и демократии.

Президент Садыр Жапаров подчеркнул, что руководство страны всегда готово к активной работе со средствами массовой информации, вместе с тем подчеркнув, что они должны работать объективно, комплексно и придерживаться признанных в мире принципов истинной журналистики.

В свою очередь Джейми Флай отметил, что в Кыргызстане имеются все необходимые условия для профессиональной деятельности СМИ, в том числе и Радио Свободная Европа/Радио Свобода.

В этой связи президент медиакорпорации, выразив благодарность руководству страны за созданные условия, добавил, что Кыргызстан – открытая страна, где свобода слова является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества.

Восславив революцию, Азаттык начал рекламу Талибана

Минуло два года, как гражданские активисты тщетно и наивно обращались летом и осенью 2019 года к вновь тогда назначенному президенту Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» (РСЕ/РС) Джейми Флаю с призывом расследовать факты непотизма и политической коррупции в их Кыргызской редакции. Ничего с той поры не изменилось. Стало даже хуже, директор Радио «Азаттык» Венера Джуматаева, отделавшись легким испугом, вскоре после скандала взяла на работу по крайней мере еще одну свою землячку из Иссык-Кульской области. Но, главное, топ-менеджеры РСЕ/РС проглядели, как их ресурсы были использованы для соучастия в очередной революции в Кыргызстане. И продолжают использоваться для внутриполитической борьбы в стране. В том числе для продвижения позитивного имиджа террористической организации «Талибан».

ВМЕСТО «АЛЬЖАЗИРЫ»

Контент Радио «Азаттык» уже давно, более десяти лет правления Венеры Джуматаевой, служит не интересам аудитории, не продвижению демократических ценностей, а интересам, по ходу дела, отдельных политических группировок в Кыргызстане. Это было видно и по тематике и тональности репортажей и новостей «Азаттыка» в течение 2019-2020 годов, когда здесь усиленно продвигался тезис, что «к власти в Кыргызстане должны придти молодые политики». Условные «старики» поголовно списывались с политической арены, на их места продвигались такие же коррумпированные политики, только молодые по возрасту. Так готовилась очередная революция в нашей стране. Одновременно развернулись противоречивые расследования по деятельности так называемой «Таможенной мафии», на прицел была взята только одна фигура – бывшего заместителя председателя Таможенного комитета Раимбека Матраимова. На наш взгляд, неслучайно Али Токтакунов, главный автор «азаттыковских» и совместных с другими масс-медиа расследований против «Таможенной мафии», в дни очередной революции в октябре 2020 года, срочно прилетел из Праги в Бишкек. Как Ленин из Германии в 1917 году, прямо на раздел власти. Стоя на трибунах оппозиционных митингов, Али Токтакунов заявил, что переходит из журналистики в оппозиционную политику. Тем самым он дискредитировал расследования «Азаттыка» против Матраимова, показал, что расследования проводились предвзято и необъективно. Бесспорно, мафию разоблачать надо, надо справедливо и в полной мере наказывать. Но надо разоблачать также непотизм и политическую коррупцию внутри Радио «Азаттык».

В дни революции в октябре 2020 года Радио «Азаттык» усиленно рекламировало отдельных молодых политиков, пофамильно называя их «надеждой нации». Такие тезисы писали на веб-сайте «Азаттыка» под видом блогов и на своих страничках в Фейсбуке и сама Венера Джуматаева, и ее бывший наставник Тынчтыкбек Чороев. Радио «Азаттык» даже предлагало назвать события 2020 года «Революцией Надежды», то есть прямо и всесторонне восхваляло свержение правительства, продвигало повестку дня определенной политической группировки. Такое поведение противоречит уставу американского Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», однако топ-менеджмент этой корпорации опять делает вид, что не видит эти систематические и очень грубые нарушения редакционной политики корпорации.

Давно замечено, что наиболее грязные политические тезисы на Радио «Азаттык» продвигают в форме блогов внештатных авторов. Якобы блог это такой жанр. Но устав РСЕ/РС запрещает продвигать в блогах тезисы, которые противоречат его демократической Миссии. Плутоватая приписка в конце текстов, что Радио «Азаттык» не разделяет, мол, позицию автора, не снимает ответственность с редакции. Например, крупный политик Омурбек Текебаев в своем «блоге» от 24 августа 2021 года вовсю расхваливает своего единомышленника Абдыганы Эркебаева, ныне председателя Ассамблеи народа Кыргызстана. Между тем, именно Абдыганы Эркебаев внес особый вклад в укрепление власти первого авторитарного президента нашей страны Аскара Акаева, позднее бежавшего из страны. На прошлых парламентских выборах сын Абдыганы Эркебаева, Азат, пытался пройти в парламент от партии Омурбека Текебаева.

https://www.azattyk.org/a/bizdin-zamandyn-kaarmandary/31425638.html

Еще ранее, помнится, на сайте Радио «Азаттык» всячески восхвалялся Алмазбек Атамбаев в бытность его президентом, к его юбилею был организован ряд передач и статей. Была опубликована и псевдонаучная статья, доказывающая происхождение его якобы из семьи с благородными корнями. Венцом тогдашней внутриполитической пиар-кампании стал блог самого Абдыганы Эркебаева 15 сентября 2016 года, прямо восхваляющий Атамбаева и его 60-летний юбилей. То есть, на «Азаттыке» рекламируются одни и те же вип-персоны, с продвижением повестки дня определенных политических группировок.

https://rus.azattyk.org/a/27989280.html

И опять Азат Эркебаев, на этот раз в ранге «эксперта по международным отношениям». Заметим, определенных политиков и экспертов «Азаттык» игнорирует годами, это и есть еще одно следствие менеджмента, построенного на непотизме. «Своим» же людям – в эфире всегда зеленый свет. Облаченный в дорогостоящую брендовую рубашку, в эфире Радио «Азаттык» от 2 сентября 2021 года Азат Эркебаев говорит банальности о том, что соседи Афганистана желают мира после захвата власти «Талибаном». Но страшно то, что далее, в той же передаче, устами эксперта из самого Афганистана распространяются тезисы, восхваляющие эту террористическую организацию, которая вот уже четверть века держит в страхе весь мир. Вот так, Кубат Касымбеков, земляк Венеры Джуматаевой в «Азаттыке», позволяет спикеру из Афганистана продвигать позитивный имидж террористов, что «Талибан» будто бы строит мягкие отношения с местным населением Афганистана, что люди уже не боятся его, что «Талибан» якобы изменился в лучшую сторону за время повторного захвата власти в стране. Якобы народ Афганистана нынче переживает только по двум вопросам: «Когда вновь откроются коммерческие банки? Когда же начнут выдавать зарплату?».

https://www.azattyk.org/a/31440700.html

Конечно, это откровенный непрофессионализм редакторов «Азаттыка». Ясно, что любой спикер в Афганистане скован самоцензурой, надо семь раз отмерить, прежде чем давать ему слово без никакого вопроса с балансом от самого модератора, а таких вопросов не было. Редакторы «Азаттыка» просто погнались за дешевым популизмом, что этот эксперт, Мухаммад Исмаил Кайымоглы, говорит на кыргызском языке, он когда-то учился в Кыргызстане. Это погоня за формой, а не содержанием, а псевдоэксперт и рад был протащить тезисы, восхваляющие «Талибан», его обширную пиар-кампанию. Но ведь это же саудовская телекомпания «Аль-Жазира», это американский «Азаттык». То есть, у редакторов и менеджеров «Азаттыка» отсутствует или чувство редакционного вкуса, или же они сознательно нарушают принципы западной журналистики. И то, и другое – одинаково плохо, и давно требуют кардинальной реформы, полноценной реформы, а не квазиреформы в виде создания конфликтной и бесправной должности «редактора-менеджера», как это случилось в Таджикской и Узбекской редакциях РСЕ/РС.

Как будто этого мало, так на «Азаттыке» опубликовали еще и обширное текстовое интервью с этим псевдоэкспертом из Афганистана, причем под заголовком «Нынешний «Талибан» не тот, который был 20 лет назад».

https://www.azattyk.org/a/31414845.html

ПРИЗЫВЫ ОБЩЕСТВЕННОСТИ БЫЛИ ПРОИГНОРИРОВАНЫ

Кумовство, непотизм и всяческий конфликт интересов запрещены внутренним кодексом корпорации Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», о чем можно прочитать на его сайте. Уточним, что непотизм основан не только на кровном родстве; брать на работу и продвигать по службе своего земляка, друга, коллегу с предыдущего места совместной работы – это тоже непотизм и кумовство. Кадровая политика в нашей стране строится зачастую, к сожалению, на регионализме и непотизме. Топ-менеджмент РСЕ/РС упорно игнорирует тот факт, что его Кыргызская редакция тоже поражена коронавирусом непотизма и кумовства. В таких условиях принятие решений и сама совместная работа основаны не на профессионализме, а на принципе личной преданности. «Своему» прощаются работа спустя рукава, тяп-ляп и даже откровенные махинации, с «чужого» сдерут три шкуры даже за малейшую ошибку, что еще больше отравляет атмосферу в коллективе. Почему же непотизм и извращенная редакционная политика «Азаттыка» остаются нерасследованными все эти два года? Не гниет ли рыба с головы, не погрязли ли в непотизме и кумовстве сами топ-менеджеры РСЕ/РС?

Открытое письмо группы гражданских активистов Кыргызстана, их неоднократные обращения к президенту РСЕ/РС Джейми Флаю летом и осенью 2019 года не возымели никакого действия. За прошедшие два года топ-менеджмент палец о палец не ударил, чтобы полно и честно расследовать скандалы и жалобы на факты предательства Миссии РСЕ/РС в других его центральноазиатских редакциях. Факты предательства интересов профессии процветают, скажем, в Казахской, Узбекской и Туркменской редакциях РСЕ/РС. Стало быть, корень проблем лежит в непрозрачном, безответственном стиле руководства корпорации. Обращения гражданских активистов из региона вещания игнорируются, в лучшем случае они получают отписки, что только развязывает руки таким нечистоплотным руководителям, как Венера Джуматаева.

Судите сами, гражданские активисты еще 18 августа 2019 года подняли вопрос, что формирование Кыргызской редакции РСЕ/РС происходит по принципу непотизма и личной преданности. Все пять руководителей Радио «Азаттык» оказались тогда уроженками Иссык-Кульской области, как и сама Венера Джуматаева. На постоянном контракте в Праге работают четверо, и все они – уроженцы и выходцы из Иссык-Кульской области. Бишкекское бюро «Азаттыка» в значительной части заполнено земляками и землячками Венеры Джуматаевой. И это не вопрос «процентомании» или выяснения, кто из какой области родом. Возможно,  в самой Америке это не имеет значения, если весь коллектив состоит из выходцев штата Северная Дакота, например. В американской деловой культуре рабочий процесс строится на профессионализме. Странно и возмутительно видеть явление регионализма и непотизма в американском «Азаттыке», который на самом деле призван служить эталоном современной журналистики в нашем постсоветском государстве.

Общественности тогда же, в 2019 году, стали известны возмутительные факты сомнительного увольнения авторитетных журналистов (Айданбек Акматов, Аида Касымалиева, Шайырбек Эркин, Эльнура Алканова и Улан Эшматов) из «Азаттыка» в  2015-2019 годах. Ни один из уволенных не является уроженцем Иссык-Кульской области. Многие из этих журналистов были уволены по определенной коварной схеме: их приглашали на годичный контракт в Прагу, при этом закрывался их контракт в Бишкекском бюро «Азаттыка». После возвращения из Праги в Бишкекское бюро обратно их не брали, откладывали возобновление контракта, а вскоре и вовсе «забывали вернуть на работу».

Вся их вина была в том, что они высказывали объективные и профессиональные суждения на редакционных планерках, были критичны к практике непотизма и культа личности Венеры Джуматаевой в родной редакции. Земляки и землячки Джуматаевой при этом работают спустя рукава. Например, Гуляим Ашекеева, землячка Венеры Джуматаевой, химик по образованию, была сначала принята на работу фрилансером, очень скоро получила контракт в Праге и стала по сути заместителем Венеры Джуматаевой. Из лондонского Би-Би-Си в Прагу перетянули малоопытного молодого журналиста Кубата Касымбекова, ему тоже повезло родиться под иссык-кульским солнцем. И таких примеров много. Убедившись, что в топ-менеджменте ее крепко опекают и закрывают глаза на скандалы с банкетами и духовыми оркестрами в честь ее приездов в Бишкекское бюро, директриса «Азаттыка» отделалась легким испугом. В прошлом году Джуматаева взяла на работу еще одну свою землячку – Кундуз Азарбекову, ей достался контракт вновь созданной должности координатора новостной службы. Разумеется, контракт ей подарили без всякого даже формального конкурса.

О личности самой Венеры Джуматаевой тут и говорить не надо, об этой персоне в нашей стране достаточно известно: скандалы за скандалами. Бывшая аспирантка исторического факультета, она так и не написала кандидатскую диссертацию; за годы престижной работы в Праге гонялась не за достойным западным образованием, а собирала недвижимость в Чехии и в Бишкеке. В соцсетях она любит поучать народ по любым поводам: как жарить лепешки, как пить воду, какую советскую классику она перечитала или что «надо быть бережными к окружению, не распространять коронавирус» и прочие банальности. В прошлом году общественность была еще более шокирована масштабами ее культа личности: Венера Джуматаева любит часто приезжать в Бишкек из Праги, причем на праздники, и подхалимы в Бишкекском бюро зовут в офис по таким случаям духовой оркестр! Статья на сайте Kyrgyz Today показала, что внутри корпорации Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» запрещено не то что распивать алкоголь, но даже держать спиртные напитки на рабочем месте.

Видео – Оркестр в «Азаттыке» к приезду директрисы на 8 Марта

Но Венера Джуматаева живет не по законам, а по понятиям; на это ориентируются и подчиненные, которые накрывают пышные дасторконы, зная, что выросшая в бедности их шефиня никогда от них не откажется. Раз непотизм и семейственность стали нормой в «Азаттыке», то в эфире этого радио в одно время рекламировали и ее дочь Эркайым Жуматаеву как поборницу чистой экологии.

Эркайым Жуматаева, дочь Венеры Джуматаевой, несколько раз выступила в эфире Радио «Азаттык» в роли эксперта.

Венера Джуматаева учит людей, что с возрастом кровь становится гуще и потому надо почаще пить воду.

В подозрительной и нечистоплотной деятельности Радио «Азаттык» нет никакого заказа из Госдепа США, вообще из Вашингтона. Речь идет просто о том, что качество контента не обеспечивается на корпоративном уровне. Или же топ-менеджеры РСЕ/РС никак не могут понять, что их так ловко обманули злоупотреблением доверия, а поняв, они связаны теперь конфликтом интересов, боятся потерять свои кресла. Топ-менеджеры РСЕ/РС не хотят диалога с общественностью, критику в адрес корпорации они любят клеймить, согласно теории заговора, как «давление» или же вовсе игнорируют. Увы, в американских корпорациях до сих пор живуч расизм, потому жалобы и обращения гражданских активистов из постсоветских регионов легко игнорируются. Похоже, что руководство РСЕ/РС в Праге и надзирающие над ним ведомства в Вашингтоне решают проблемы только европейских редакций, а кризис в центральноазиатских редакциях остается, как обычно, на задворах. У них у самих, в американской прессе на территории США, такого то нет, чтобы их государства финансировали земляческие и иные кланы псевдожурналистов. Но вот с Кыргызской редакцией Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», другими их центральноазиатскими редакциями это происходит годами. Хорошо так пристроились в мутной воде непотизма и кумовства, но за счет американских налогоплательщиков.

Автор: Суймонкул Жолдошев

Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: